История анимации

История анимации

Считается, что к анимации человек стремился с доисторических времён. Рисунки животных в движении на стенах пещер свидетельствуют о первых попытках людей одушевить изображение. С развитием изобразительной культуры для этого находилось всё больше способов.

В XV в. появились книжки с рисунками, воссоздающими различные движения, что можно назвать первыми комиксами. 1671 году Атанасиус Кирхер (немецкий учёный и изобретатель, монах ордена иезуитов, профессор математики и востоковедения) собрал так называемую «волшебную лампу» – прототип диафильма. С 1830 годов на свет начинают появляться всевозможные тауматропы, зоотропы, стробоскопы, фенакистископы, принцип действия которых позволил приблизить человечество к созданию кинематографа в целом.

30 августа 1877 года в Париже был запатентован праксиноскоп Эмиля Рейно (французского изобретателя, художника и популяризатора науки) – этот день можно считать днём рождения анимации. В изобретении Рейно прокручивалась лента с зацикленным движением. В 1892 году она была заменена им на более длинную сюжетную ленту с маленькими смешными пьесками и 28 октября продемонстрированы «светящиеся пантомимы» — тогда и началась история искусства мультипликации, которому была придана форма спектакля. Таким образом, Эмиль Рейно считается основателем анимационного кино. Поэтому 28 октября признан «международным днем анимации».Его ленту «Вокруг кабины» французский историк кино Жорж Садуль назвал ключевым моментом в развитии анимационного кинематографа.

После изобретения кинематографа о мультипликации слегка забыли. В 1905 году, уже после изобретения кино, американцы Стюарт Блектон и Уинзор МакКэй впервые сняли на кинопленку рисунки и создали прообраз мультипликационного кино. В дальнейшем анимация будет тесно сплетена с кинематографом, тем самым дополняя его и раскрывая заложенный в ней потенциал.

Настоящую революцию в мире анимации произвел Уолт Дисней (1901 – 1966 гг.), американский режиссёр, художник и продюсер. В 1923 году он выпускает серию мультфильмов «Алиса в стране мультипликации», в 1928-м − звуковой мультфильм «Пароходик Вилли» с главным героем по имени Микки Маус, а позже появились утёнок Дональд Дак и др. Кстати, к тому времени уже функционировало множество анимационных студий, среди которых были работающие и по сей день Universal Pictures, Paramount, Warner Brothers и другие.

В 1938 году состоялась премьера первого полнометражного фильма Уолта Диснея – «Белоснежка и семь гномов», ставшего самым дорогим анимационным фильмом в мире. На этом фильме Диснеем были отточены и созданы знаменитые «12 принципов анимации», в которых описывались основные технические особенности создания анимационных фильмов. Впоследствии Дисней основал новую студию и запустил волну полнометражных анимационных фильмов, в результате чего за студией на долгие годы закрепился статус законодателя в мире мультипликации.

С 50-х годов началось активное развитие компьютерных технологий, а также первых случаев использования цифровых технологий в анимации и кинематографе. Стали появляться первые наборы спецэффектов и начались эксперименты с трёхмерной графикой. Наиболее ранние компьютерные анимации конца 60-х начала 70-х годов были получены совместными усилиями как исследователей в университетских лабораториях, так и отдельных художников.

На сегодняшний день компьютерная анимация и кинематограф практически не могут обходиться друг без друга. Благодаря современным технологиям упрощается производство анимации и анимационного кино, что непрерывно увеличивает количество видов и типов анимации, а также авторской мультипликации и анимационных студий.